2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
В этот день по всему миру знаковые здания и памятники освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма, проводятся мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам аутизма.
Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Каждый год, к сожалению, таких людей становится все больше. По данным ВОЗ уже сейчас у каждого 59-ого ребенка диагностируют расстройства аутистического спектра, причем этот показатель продолжает увеличиваться. Аутизм более распространен, чем синдром Дауна и детский церебральный паралич.
Причины расстройства аутистического спектра (РАС) до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
Способов вылечить РАС на сегодняшний день нет. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия и программы обучения для родителей и других лиц, обеспечивающих уход, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.
Что важно знать об аутизме
Аутизм не болезнь – это нарушение функционирования организма и развития. Аутизм нельзя вылечить – от него нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.
Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным – от глубокой умственной отсталости, до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности.
Люди с аутизмом страдают от социальной слепоты – неспособности понять настроения и чувства другого человека. Они понимают буквально все сказанное вами и с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений.
Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.
Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты есть у большинства людей, живущих среди нас. При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества. Они обладают огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, который мы не должны терять.
Чтобы помочь этим особенным людям, вам нужно просто прочитать этот текст и запомнить основные нормы общения с людьми с аутизмом и членами их семей:
- важно знать: если вы видите сильную истерику у ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме.
- как можно помочь: демонстрировать спокойное поведение, дать понять родителям, что вы все понимаете.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников